Город Керман и окрестности
 
 

Провинция Керман


Город Керман

Вид Кермана с высоты птичьего полета. Хорошо видна галерея базара Гандж Али Хана

В самой атмосфере этого города есть что-то неуловимо родное для русского человека - может быть больше, чем в любом другом иранском городее. Какая-то безалаберность, наивная инфантильность и в то же время глубокая, самозабвенно не замечающая ничего вокруг себя духовность.

Некоторые исследователи считают, что слово "Керман" произошло от более древнего "Джермания" – таким образом, само название города как бы подчеркивает общность всех индоверопейских народов, разделенным ныне верой, политическим устройством и столь различным отношением к жизни. Книга Царей - "Шахнаме" великого Фердоуси - упоминает Керман и датирует его 4 в. до н.э.. В то время местность вокруг города была известна как Ботия.

Однако долгое время крупнейшим городом древней Ботии был Сирджан (см. ниже), и лишь в 10 веке Керман стал резиденцией местного правителя по имени Аба Али-ибн Ильяс. В эту эпоху защищенный со всех сторон горами город охранялся еще и двумя цитаделями, окруженными рвами с водой.



Гробница дервиша Моштака

Купола гробницы дервиша Моштака

Жемчужиной Кермана можно считать мавзолей дервиша Моштака. Моштак Али Шах был другом знаменитого дервиша Нематуллы Шаха, знаменитым поэтом, музыкантом и непревзойденным чтецом Священного Корана. Читая нараспев эту величайшую книгу, он аккомпанировал себе на сетаре - своем любимом инструменте, трехструнной иранской лютне.

Купола гробницы дервиша Моштака

Недоброжелатели воспользовались тем, что такая манера исполнения казалась некоторым еретичной, и спровоцировали беспорядки в центральной мечети, в ходе которых Моштак был убит. Его похоронили в гробнице бывшего правителя Кермана, Мир Хусейн Хана, умершего в эпоху Занд (конец 18 века ), после чего комплекс гробницы стал известен как Моштак. Позже здесь нашли последний покой еще несколько людей, известных святой жизнью.

Центр этого комплекса - величественная мечеть небольшой высоты с тремя куполами. Орнамент на голубом куполе в виде своеобразных звезд, составленных из геометрических фигур, особенно характерен для храмов Кермана. Можно подумать, что эта сверкающая голубизна на одном куполе и скромная некрашенная глина на другом – свидетельство одновременной смиренности и духовного великолепия похороненных под сводами мечети дервишей.

У входа в мечеть – великолепный сад, где источают благоухание огромные розовые кусты, а красные карпы плавают в бассейне под сенью огромных южных сосен. "Аллах в качестве притчи приводит прекрасное слово, подобное прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви тянутся к небесам" – возглашает Святой Коран (14:24), за декламацию которого убили когда-то дервиша Моштака.

Если вам повезет, то вы и сейчас сможете застать в мечети делкламаторов, которые поют стихи сладчайшего Хафиза и других персидских поэтов под удары большого бубна, состоящего из обтянутого пленкой деревянного каркаса - по этой пленке ударяют увесистые связки монет.


Узоры возле входа в пятничную мечеть Кермана
Пятничная мечеть Кермана

Пятничная мечеть

Пятничная мечеть или мечеть Мазаффари - исторический памятник 14 века, знаменитая своими узорами и изразцами с кораническими надписями, сохранившимися со времен постройки. На сегодняшний день это одна из старейших мечетей Ирана, построенная некогда человеком по имени Амир Мобарезеддин Мохаммад-е-Мозаффари-е-Мейбоди Йазди. Над входом возвышается башня с часами.




Комплекс Гандж Али Хана

Росписи над входом в бани Гандж Али Хана

В центре Кермана находится большой комплекс зданий эпохи Сефевидов (15-18 в.в.), построенный наместником Кермана Гандж Али Ханом. Тут были возведены огромный базар, караван-сарай, небольшая мечеть, школа, монетный двор и общественная баня – лучше всего сохранившаяся и потому наиболее известная часть комплекса. Бани построил архитектор из соседнего Язда Мохаммад Салтани. Вход в них украшен росписью сефевидской эпохи, изображающей охотничие сценки.

Центральное помещение бань Гандж Али Хана

Внутри бани имеется центральное помещение с бассейном посередине, от этого помещения отделены перегородками и арками шесть залов поменьше по числу шести социальных слоев, на которые делилось иранское общество при Сефевидах: потомков Пророка (сейедов), духовенства, высшей знати, мелких дворян, богатых торговцев и простых людей.

Еще 60 лет назад бани использовались по назначению, а сейчас здесь организован музей, и посетитель может увидеть восковые фигуры представителей всех упомянутых классов, чинно сидящие в своих нишах.

Свод центрального зала, украшенный глиняными изразцами, поддерживается восемью колоннами. Из угла каждой из шести комнаты вытекал свой поток воды. Окон в бане нет, зато в потолке имеется ряд небольших отверстий, устроенных таким хитроумным образом, что помещение неплохо освещалось, поскольку в любое время дня прямые солнечные лучи проникали внутрь, и, кроме того, по ним можно было легко узнать время. Каменные блоки толщиной в 10 см, из которых были сложены эти отверстия, так и назывались – "часовые камни".

Комплекс Ибрагим Хана

Комплекс Ибрагим Хана

Эти общественные бани и базар были выстроенны наместником Кермана Ибрагим Ханом в Каджарский период (19 в.)





Минарет мечети Чехель Сотун

Мечеть Хадж Али Ага

В молитвенном зале этой мечети свод поддерживается сорока колоннами – распространенная в персидской архитектруе закономерность - поэтому она известна также под названием Чехель Сотун (что и означает "сорок колонн"). Чехель Сотун была построена Хадж Али Ага Рафсанджани в каджарскую эпоху (19 в), тогда же к ней пристроили бассейн для хранения воды и караван-сарай.

Минареты мечети Чехель Сотун довольно необычны, их узор напоминает закрученную спираль.




Джебельех

Джебельех - храм огнепоклонников или могила дервиша?

На восточной окраине Кермана, возле самого выезда из города находится странное и очень древнее сооружение. Восьмиугольное строение с очень толстыми стенами называют куполом Кобра, или Джебельехом. Внутри стены здания носят следы скульптурных украшений и мозаик, но теперь все они полностью утрачены, после того как обрушилсся верх здания.

Не сохранилось никаких достоверных данных, позволяющих определить, кем, когда и для каких целей постороено это сооружение, завораживающее своей древней, почти первобытной суровостью. Некоторые утверждают, что это здание исламского периода - могила сейеда Мохаммада Табашири. Однако архитектурно Джебельех гораздо ближе к эпохе Сасанидов (3-7 в.в.), когда государственной религией Ирана был зороастризм. К тому же слово "Джебельех" похоже на арабизированную форму слова "Гебри" (зороастриец). Поэтому большинство исследователей сошлись во мнении, что на окраине Кермана высится бывший храм древнеперсидской религии огнепоклонников, отреставрированный в раннеисламский период.



Музей ирако-иранской войны

Удивительно интересный музейный комплекс располагается на северной окраине Кермана. Официальное его название – музей Святой Обороны. Комплекс включает в себя собственно здание музея, Аллею Мучеников, экспозицию военной техники и огромный макет боевых действий в натуральную величину – то есть участок территории, имитирующий укрепрайон иранских и иракских войск.

Музей Святой Обороны

Для гражданина России – страны, где сейчас так много говорят о недостатке патриотического воспитания – большой интерес представляет то, как построенно это воспитание в других странах, в частности в Иране. Данный музей был открыт при содействии властей не только керманского остана (области), но и соседних останов. Его создателем был Хан Мохаммеди, профессор университета науки и промышленности Тегерана. Площадь музея – 2,3 гектара, его строительство был завершено в 1998 году к инагурации президента Хашеми.

Вход на территорию музея – через большие каменные ворота, восемь колонн которых символизируют восемь лет столь страшной для Ирана войны. Главное здание представляет из себя трехэтажное сооружение из стекла и бетона, построенное на высокой платформе и увенчанное большим медным куполом – Керман является меднодобывающим районом. Первый зал рассказывает о довоенной истории непростых арабо-иранских отношений. Когда-то арабы принесли в Иран исламскую религию, присоединили страну к своему халифату - и сами многое восприняли у персов, особенно в сфере государственного управления.

Однако, как это всегда бывает, помимо взаимовыгодных отношений у этих двух народов появилось немало претензий друг к другу. Когда же в 1979 году в Иране победила Исламская Революция, в Ираке находился у власти просоциалистический режим. Идеалогическое противостояние, усиленное взаимными территориальными притязаниями, привело к кровавой, продолжительной и бессмысленной бойне – после окончания войны граница не сдвинулась ни на йоту.

Фотография военного времени

В залах, посвященных самой войне, не так много образцов оружия, как это принято в аналогичных музеях у нас. Гораздо больше здесь фотографий - часто весьма жутких – реальных участников и жертв войны. Здесь и окровавленные дети после бомбежки школы, и семнадцатилетние юноши с наивными лицами и неизменными автоматами Калашникова.

Но самая интересная часть экспозиции – это, безусловно, имитация линии фронта на реальной местности. Здесь вы можете свободно заходить в бункеры солдат, забираться на туррели к пулеметам, созерцать зловещие ряды колючей проволоки и минных растяжек. Эффект усиливается тем, что на позиции развешаны сотни маленьких громкоговорителей, через которые очень реалистично транслируются звуки боя – выстрелы и взрывы то дальше, то ближе, радиопереговоры, заглушаемые помехами, истошные крики и ругань раненых. Все это дополняется фигурой настоящего солдата с автоматом на вышке – музей принадлежит армии, роль смотрителей, экскурсоводов и охранников выполняют рядовые и офицеры.

Этот макет в натуральную величину, занимающий один гектар, отображает битву 1986 года в Шаламчехском регионе - один из тяжелейших боев за всю восьмилетнюю войну, принесшую столько боли иранскому народу. Рядом в Аллее Мучеников выставленны бюсты и портреты героев, сопротивлявшихся иракской агрессии.



Гробница Нематуллы Вали Шаха в г. Махане

В 50 километрах на восток от Кермана в небольшом городе Махане расположен красивейший мавзолей Нематуллы Вали Шаха. Трактовка слова "вали" в исламском мистицизме чрезвычайно сложна - обычно его переводят как "друг Бога". Такого титула удостаивались очень немногие люди, первым из которых был Али - зять и наследник пророка Мухаммеда.

Общий вид комплекса гробницы Нематуллы Вали Шаха Гробница Нематуллы Вали ночью

Шах Нематулла после бурных духовных изысканий, странствовий по всему исламскому миру последние 25 лет своей столетней жизни провел в Махане, окруженный преданными учениками. Даже при одном взгляде на величественный комплекс вокруг его могилы понимаешь, что Нематулла олицетворял совершенно другой тип дервиша, нежели его друг Моштак. Это - тип духовного лидера, поражающего своим величием и неприступностью. Не зря его мавзолей напоминает небольшую крепость.

Звезды над входом в гробницу
Звезды над входом в гробницу
Кушкуль - сума дервиша

У входа в гробницу стоит кушкуль - легендарный символ странника, его нищенская сума. Интересен также второй вход в мавзолей, над которым создан звездопад. Звезда - излюбленный образ керманской архитектуры, но в таком обилии земные звезды не встречаются нигде в Иране.

Великий святой создал огромный дервишский орден Нематулахиййа, некогда самое процветающее средоточие юродивых во всей Персии. Существует этот орден и ныне - правда, теперь его лидеры перебрались во Францию и Канаду, где организуют дорогостоящие духовные семинары. Не потому ли столь высоки стены - по ним, кстати, можно погулять, купив билет для иностранцев - отделяюшие покой Нематуллы от внешнего мира, что вали слишком хорошо знал слабость человеческой породы?

Нищим дервишем ставши - достигнешь высот,
Сердце в кровь изодравши - достигнешь высот,
Прочь, пустые мечты о великих свершеньях!
Лишь с собой совладавши - достигнешь высот.

В расположенном внутри комплекса музее имеются интересные экспонаты – в частности, две страницы из Священного Корана, написанные, судя по особенному куфическому шрифту, более восьмиста лет назад. Этот экземпляр Корана издавна хранился при гробнице, однако сильное наводнение 1933 года сильно повредило мавзолей и уничтожило этот ценный экспонат, оставив только эти две страницы.



Пещерные жилища деревни Мейманд

    Деревня Мейманд

Неподалеку от городка Шахр Бабак на западе Керманского остана находится уникальное человеческое поселение – деревня Мейманд. Большинство людей живут здесь в домах, высеченных в толще горы, которые скорее напоминают пещеры. Ко всем этим жилищам подведено электричество, а к деревне – асфальтовая дорога высокого качества, как и все дороги в Иране. И тем не менее Мейманд выглядет крайне экзотично не только для иностранцев, но и для самих персов. Историки оценивают возраст деревни в 3-12 тыс. лет.

Вход в подземную мечеть Полки для священных книг в подземной мечети

Правда, большинство жилищ на сегодняшний день покинуто – лишь в каждом четвертом живут крестьянские семьи. В Мейманде, кроме того, есть мечеть, свод молитвенного зала которой поддерживается каменными столбами, похожими на сталагмиты, и подземная баня. Под землей когда-то размещался здесь и храм огнепоклонников – теперь там небольшой музей.

В последнее время сюда все чаще наведываются путешественники. Власти собираются развивать здесь этнографический туризм, поощрять народные промысла – местные жители испокон веков занимались ковроткачеством. Для этого в Мейманде образовано нечто вроде мэрии – она тоже расположена в подобии пещеры, где в давние времена располагалась школа, а теперь так странно смотрится современный компьютер с жидкокристалическим экраном.

Интерьер подземной мечети Жительница д.Мейманд возле своего дома











    Каменный сад

На юго-запад от Кермана, возле деревни Мийандоаб, находится удивительное человеческое творение – каменный сад. Он совсем не похож на знаменитые японские сады камней – здесь нет и следа упорядоченной гармонии, свойственной жителям Страны восходящего солнца. Это – памятник боли человека и природы и в то же время знак торжества.

Каменный сад глухонемого дервиша

Сад был создан около тридцати лет назад уроженцем этих мест, глухонемым крестьянином, принявшим имя дервиша Хана Гонг Эсфанди-Арпура – создан в память о цветочном саде, погибшем в дыхании надвигающейся пустыни. Дервиш, который жив до сих пор, пытался подарить саду то, что не в силах был высказать его язык. Он украшал мертвые стволы тем, что находил – обломками дерева и металла, камнями, старым тряпьем, рогами и шерстью.

Бывший крестьянин зажигал фонари на верхушках сухих стволов и просил людей, приходящих к нему, дотронуться до его некогда цветущих деревьев, передавая им тепло человеческих рук. Отдаленно похожий на творения европейских авангардистов, сад нес в себе совершенно иную мысль: ненадуманно, естественным путем показать извечное сочетание нищеты материи и богатства духа.




Краткая информация об остане Керман:

Площадь современного остана Керман равна 186.422 км2, а население составляло 1.934.588 жителей на 1992 г. Остан находится примерно на 300 сев. широты и 570 вост. долготы. Высота Кермана над уровнем моря - 1748 м. Климат, особенно в северной части остана, где находится пустыня Деште-Лут, черезвычайно сухой и жаркий: в некоторых северных районах выпадает всего 30-60 мм осадков в год.

Расстояние от Тегерана - 1064 км.

Средняя температура июля +360С, января +120С. Подробнее о погоде в Иране




© Данный текст является оригинальным произведением и защищается законом об авторском праве
 
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
dating sites SexCams
статистика посещений