Искусство Ирана в эпоху правления династий Занд и Каджар
 
 


Искусство Ирана в эпоху правления династий Занд и Каджар
(1750-1925)



Какаванди
Музыканты

Династия Каджар, правившая Персией с 1794 до 1925 г. не была прямым продолжением Сефевидской династии. Вторжение афганских Племен Чилзаев, занявших в 1722г. столицу Сефевидов Исфаган, кратковременное господство афганских ханов, развал сефевидской империи и империи Надир-шаха в последующие десятилетия повергло страну в период политического хаоса. За исключением времени правления династии Занд (1750-79), вся история Ирана 18 столетия – история племенных войн и феодальных усобиц, закончившихся коронацией Ака Мухаммад-Хана Каджара в 1796г. С этого момента начался период политической стабильности, приведшей к возрождению культурной и художественной жизни.

Зандский и каджарский период – переломный момент в развитии персидской живописи. В это время происходит постепенный переход от изысканного и пышного имперского искусства сефевидской эпохи к внешне более сдержанному и строгому стилю двадцатого века.

Неизвестный автор
Принц династии Занд

В зандский и каджарский период продолжает развиваться живопись маслом, впервые появившаяся в Иране в 17 веке, искусство росписи лаковых шкатулок и оформления книжных переплетов. Иллюстрированные исторические рукописи и портреты знатных особ выполнялись на заказ, подстраиваясь под вкусы и желания заказчиков. Хотя чрезмерное увлечение темными тонами придает миниатюре этого периода несколько мрачноватый оттенок, в искусстве начинает появлятся игра направленного света на объемных формах предметов, художники осваивают перспективу и анатомию, изображения людей становятся более реалистичными.

С конца 18 в. Иране укрепляет связи с европейскими державами, в страну начинает проникать западная культура, в знатных кругах входит в моду европейский стиль жизни, архитектура, предметы быта. Художники отправляются в Рим для изучения искусства западных стран. Так, например, Мирза Абульхасан-хан Гаффари, более известный как Сани-аль-Мольк, хорошо разбирался в европейских методах живописи. Несмотря на это, все же в его работах больше чувствуется влияние искусства миниатюры и художественного наследия Ирана (См. Классическая персидская миниатюра). Его современник Махмуд-Хан Саба, один из лучших иранских художников, находит художественный балланс между современным ему европейским стилем и глубокими традициями национальной живописи.

Неизвестный автор
Портрет танцовщицы

История развития персидского искусства 18-19 веков может быть разделено на три периода, начинающиеся правлением Карим-хана Занда (1750-79), Фатх-али шаха (1797-1834) и Насиреддин-шаха (1848-96)

В эпоху династии Занд Шираз стал не только столицей, но и центром художественного творчества. Занды активно застраивали Шираз, стремясь подражать шаху Исфагана Аббасу Сефеви. В городе возводились фортификационные сооружения, роскошные дворцы, мечети, общественные бани.

Карим-хан Занд покровительствовал художникам, в период его правления (1760-79) вновь начала развиваться сефевидская традиция монументальной живописи, находившаяся под влиянием европейского искусства.

Так же как и их предшественники, художники зандского периода работали во всех областях живописи – занимались монументальной живописью, фресками, писали маслом, эмалью, делали иллюстрации к рукописям, создавали миниатюры. К традиционным для сефевидского периода эмали и лаку добавилась акварель. Часто в миниатюры добавляли декоративные элементы, например, на портретах богатых и влиятельных особ их головные уборы и одежду украшали жемчугом и драгоценными камнями.

   Увеличить
Мохаммад Садик
Влюбленная пара (1787)

В этот период в живописи появляются романтические любовные сюжеты, приоткрывающие запретный мир гаремов, любовных интриг. Впрочем, основной акцент делается не на попытке передать чувства или переживания персонажей, а на окружающей роскоши, пышной обстановке. Так на картине Мохаммада Садика "Влюбленная пара" в глаза в первую очередь бросаются богатые парчовые ткани, тщательно выписанные драгоценности, тяжелые занавеси, ковры.

Мохаммад Садик
Карим-хан с придворными

Карим-хан, который предпочел принять титул регента (вакиля), а не шаха, не требовал от живописцев пышно приукрашивать свои изображения. Портреты изображают его в неофициальной одежде, в скромной обстановке. Тон этих картин резко контрастирует с изображениями Фатх-али шаха, второго правителя династии Каджаров, и его придворных.

Раннее каджарское искусство старалось копировать манеры и стиль зандской живописи. Известно, что основатель династии Каджаров Ака Мухаммад-Хан украсил зал для ауденций в своем Тегеранском дворце картинами, вывезенными из дворца Зандов, а Мирза-Баба (один из придворных художников Карим-хана) становится главным живописцем при новой династии.

   Увеличить
Неизвестный художник
Портрет Фатх-али шаха
Новосасанидский рельеф в Рее
Фатх-али шах убивает льва

Фатх-али шах Каджар восхищался древнеперсидским искусством, при нем возник так называемый «ново-сасанидский стиль», примеры которого встречаются в многочисленных барельефах, изображающих Фатх-али шаха в виде Хосрова. Самые известные из таких барельефов находятся в Чешме-йе Али, Таге-Бустан и возле Ворот Корана в Ширазе. К раннесасанидскому искусству обращался художник Мухаммад Давари Весаль (1822-1865), работая над эклектичными иллюстрациями к «Шахнаме» (закончены в 1855г.), другие живописцы брали за образец творчество Резы Аббаси и Муссавира. При Фатх-али шахе живопись обратилась к национальным традициям, но в то же самое время – конец 18 века – в Тегеранских дворцах начинает входить в моду европейский стиль. В это время создаются огромные фрески, изображающие правителя и его приближенных в пышных дворцовых интерьерах, портреты принцев, исторические сражения. Украшенные золотом и инкрустацией картины поражают зрителя тщательной, любовной прорисовкой мельчайших деталей богатых одежд правителей. Предпочтение отдается внешнему великолепию.

Развитие придворной живописи в 18-19 вв.:


   Увеличить
Бахрам Наггош-баши
Портрет Надир-шаха (1743-44)
   Увеличить
Неизвестный художник
Портрет Мухаммад-шаха (1840-е)
   Увеличить
Мухаммад Исфагани
Портрет Насиреддин-шаха (1850-е)
   Увеличить
Фазлулла Мирза Мухаммад
Портрет Насиреддин-шаха (1881-82)

Взаимодействие традиционного и европейского стилей отчетливо проявляется в полотнах, выполненных во фламандской и флорентийской манере, это, например, портрет танцовщицы Мазды художника Мадхи Ширази (1819-20). Одним словом, живопись времени Фатх-али шаха выработала эклектический стиль, пытающийся объединить искусство Персеполиса, Исфагана и Версаля.

Во второй половине 19 в. при Насиреддин-шахе художники оставляют стиль Фатх-али шаха в пользу академической европейской живописи. Этот период – время бурного развития портретной живописи в строго реалистической, а порой даже натуралистической манере. Насиреддин-шах восторженно приветствует все европейское.

Какаванди
Портрет музыкантши

Большое влияние на изобразительное искусство оказывает появившаяся в это время фотография. Художники начинают писать картины с фотографических снимков, копируя их с предельной точностью.

Впервые появляется натюрморт и картины на религиозные темы. Художники пишут портреты танцовщиц, которые становятся более эротичными, чем в предыдущие эпохи. Эта светская живопись получила название «искусство кахвехане» - «искусство кофейни» (См. "Искусство кахвехане"), поскольку картины этого направления вывешивались в основном в частных домах или местах отдыха простых людей.

Иранская мозаика каджарского периода тоже отличается от Сефевидской. Впервые на ней появляются изображения людей и животных, сцены охоты, сражения Рустама (героя «Шахнаме»), изображение чиновников, солдат, даже копии европейских картин и фотографий.

Сани Хамайюн
Музаффараддин-шах и премьер-
министр Абдуль-Маджид Мирза
Начало 20в.

В 1896 г. Насиреддин-шах был убит и в течение десяти лет в Иране существовал конституционный парламент, ограничивая власть шаха. С ослаблением монархии, появляется уже совсем другие портреты правителя. Так на картине Сани Хамайюна Музаффараддин-шах изображен слабым старым человеком, устало опирающимся на руку премьер-министра Абдуль-Маджида Мирзы. Художник не делает попыток скрыть слабость или болезненность правителя. На этой картине нет уже и следов пышности и величественности царской власти.

Самым выдающимся художников позднего каджарского периода стал Мухаммад Гаффари, известный под именем Камаль-оль-Мольк («Земное совершенство»), оказавший огромное влияние на иранскую живопись. Его творчество определило направление иранского искусства до середины 20 века. Его многочисленные ученики продолжали писать в его манере, появившаяся в 20 веке символистическая и абстракционистская живопись старалась действовать вопреки ему (См. Современная иранская живопись).





   Увеличить
Сани-оль-Мольк
Портрет Насиреддин-шаха

Сани-оль-Мольк

Мирза Абульхасан-Хан Гаффари Кашани, вошедший в историю иранского искусства под именами Абульхасан и Сани-оль-Мольк, сын Мирзы Мохаммада Гаффари, талантливого живописца и графика начала 19 в., родился в Кашане около 1814г. В возрасте пятнадцати лет он был послан отцом для изучения живописи к известому мастеру Мехр-Али Исфагани, «наггаш-баши» (первому придворному художнику) Фатх-Али шаха Каджара.

Сани-оль-Мольк
Шах Аббас II принимает послов

Обладая врожденным вкусом и унаследовав талант отца, Мирза Абульхасан Хан совершенствуется в живописи под руководством знаменитого преподавателя и скоро становится одним из известнейших художников своего времени.

В 1842г. во время правления шаха Мохаммада Каджара 29-летнему живописцу разрешают писать портрет монарха, делая его, таким образом, придворным художником. Вскоре Сани-оль-Мольк получает титул «наггаш-баши». Портрет шаха Мухаммада, написанный в 1842г., считается самой ранней из сохранившихся работ Сани-оль-Молька.

   Увеличить
Сани-оль-Мольк
Принц Насиреддин среди придворных

Желая совершенствоваться в мастерстве, Сани-оль-Мольк в конце правления шаха Мухаммада решает отправиться путешествовать в Италию, центр европейского искусства, для изучения картин прославленных европейских мастеров, особенно художников эпохи Возрождения, и ознакомиться с их манерой живописи. Он провел некоторое время в Италии, посещая музеи и академии Рима, Ватикана, Флоренции, Венеции, делая копии шедевров итальянских мастеров.

После возвращения в Иран Сани-оль-Мольк принимает участие в создании иллюстраций к «Тысяче и одной ночи», над которыми в течение семи лет трудились 42 миниатюриста. Это издание содержало 3600 миниатюр на 1134 страницах. Эти миниатюры весьма интересны не только с художественной точки зрения, но и для изучения иранского фольклора 19 столетия.Создавая иллюстрации к «Тысяче и одной ночи», Сани-оль-мольк решает изобразить иранскую жизнь в том виде, в каком она существовала в его время. Поэтому миниатюры представляют собой подлинные документы иранских нравов и обычаев середины 19 в.

   Увеличить
Сани-оль-Мольк
Иллюстрация к "Тысяче и одной ночи"
   Увеличить
Сани-оль-Мольк
Иллюстрация к "Тысяче и одной ночи"

Например, на одной из миниатюр калиф Багдада изображен в виде правящего в то время в Иране шаха Насиреддина, а министр калифа Джафар Бармаки – как Амир Кабир в последние годы жизни. Улицы и рынки Тегерана представляли собой Багдад, одним словом, по этим красочным и сложным по композиции миниатюрам можно живо представить себе культурные и этнографические особенности быта тогдашнего иранского общества: вид зданий, интерьер и убранство помещений, окна во входившем тогда в моду французском стиле, выложенные кирпичом внутренние дворики, объединенные галереями, живописные сады. На миниатюре, изображающей общественную баню, можно видеть, как банщики бреют клиентам головы, моют их специальными перчатками «кисе», красят бороды хной или делают массаж.

Изображены на миниатюрах Сани-оль-Молька и музыканты с традиционными для 19 века музыкальными инструментами: каманчей, таром, дафом и зарбом (томбаком), танцоры, юноши и девушки, сопровождающие плавные движения танца прищелкиванием пальцев. Иллюстрации показывают современных Сани-оль-Мольку людей, сидящих на коврах и циновках и облокотившихся на подушки. В домах у принцев и богачей мы видим появившуюся тогда в Иране европейскую мебель.

Сани-оль-Мольк скончался в возрасте 52 лет от болезни, оставив после себя большое количество замечательных картин и миниатюр.


Камаль-оль-Мольк
Автопортрет

Камаль-оль-Мольк

Мохаммад Гаффари, более известный как Камаль-оль-Мольк, несомненно, один из наиболее выдающихся иранских художников, родился в Кашане в 1847г. в семье, давшей целую династию живописцев. Его дядей был Мирза Абульхасан Гаффари (Сани-оль-Мольк), непревзойденный мастер акварельного портрета. Отец Камаль-оль-Молька, Мирза Бозорг Гаффари Кашани, был основателем иранской Школы Живописи, а также известным художником. Мохаммад Гаффари с ранних лет жизни проявлял несомненный талант к рисованию. В порыве вдохновения он изрисовал углем все стены своей спальни, некоторые из этих набросков можно о сих пор видеть в доме, принадлежавшем семье Гаффари.

После окончания школы, юный художник едет в Тегеран и поступает в Школу Дар-оль-Фонун к известному живописцу Мозайен-од-Долеху. Острый взгляд и тонкое художественное чутье позволяло ему находить тайный смысл в переплетении линий, видеть мельчайшие оттенки тона, скрытые от обычного глаза.

Уже во время обучения в школе живописи он привлек к себе внимание как талантливый рисовальщик. Как-то, посещая Дар-оль-Фонун, шах Насиреддин Каджар заметил яркий талант Мохаммада Гаффари и пригласил его ко двору. Видя его мастерство, Насиреддин-шах дал художнику прозвище «Камаль-оль-Мольк», то есть «Земное Совершенство».

   Увеличить
Камаль-оль-Мольк    Зеркальный зал

В течение нескольких лет, вплоть до убийства Насиреддин-шаха, Камаль-оль-Мольк работал при дворе, создав в этот период самые значительные свои произведения. В основном, это были портреты известных людей, пейзажи, изображения охотничьих угодий и дворцовых покоев. Мастерство кисти, яркие и живые краски отличали их от большинства произведений художников того времени. Всего в этот период было написано более 170 полотен. К сожалению, большинство из них было или уничтожено или вывезено за границу в частные коллекции.

После смерти Насиреддин-шаха Камаль-оль-Мольк не захотел работать при дворе его преемника Мазафареддин-шаха. Поэтому он в возрасте 47 лет отправился в Европу для совершенствования мастерства. Встречи с выдающимися европейскими живописцами, дали Камаль-оль-Мольку возможность изучить их манеру и технику письма. Посещая музеи Европы художник делал копии полотен Рафаэля, Рембрандта, Тициана, да Винчи и других старых мастеров.

В 1989г. художник вернулся в Иран. Но вскоре все увеличивающаяся неприязнь шахского двора к Камаль-оль-Мольку и многочисленные интриги заставили художника покинуть страну и переселиться в Ирак, несмотря на всю любовь к родной земле.

Камаль-оль-Мольк
Предсказатель и его клиенты

Путешествия по старинным священным городам Ирака открыли перед мастером новые горизонты. Его творческий дух вдохновляли золотые купола и бирюзовые минареты, мечети и святые могилы, бесконечные ряды паломников, обходящие стены святынь.

«Площадь Кербела-йе-Моалла», «Багдадский кузнец» и «Еврейские гадалки Багдада» - вот примеры самых великолепных работ Иракского периода.

Камаль-оль-Мольк     Багдадский кузнец

Прожив два года в Ираке, после возникновения Конституционного Движения в Иране, Камаль-оль-Мольк, возвращается на родину и присоединяется к сторонникам конституционной формы правления. В этот период он пишет портреты «Командир Аза Бахтиари», «Азад-оль-Мольк»

Принятие конституции в Иране создало новую атмосферу для художника. К власти пришли образованные люди, способные ценить искусство. Камаль-оль Мольк основывает собственную школу искусства, обучение в которой не ограничивается только живописью, а вводит и прикладное искусство – плетение ковров, мозаику, резьбу по дереву, стремясь возродить забытые национальные ремесла.

В течение короткого времени существования Школы, из нее вышли такие талантливые художники, Хуссейн Али Хан Вазири, Эсмаил Аштиани, Али Мохаммад Хейдариан, Махмуд Олья, Нематолла Мошири, Али Акбар Ясами, Мохвен Сохейли. Значительную часть своего ежемесячного пособия Камаль-оль-Мольк отдавал неимущим студентам Школы.

Камаль-оль-Мольк     Египтянин

Однако к 1920 г. Камаль-оль-Мольк разочаровался и в новой шахской династии Пехлеви, оказавшейся ничуть не лучше Каджаров, и отказался работать при дворе шаха Резы Хана. Шах лишил художника ежемесячного пособия и дотаций на Школу, чтобы вынудить его уйти в отставку.

Гробница Камаль-оль-Молька в Нишапуре

В месяце ордибехешт 1928 года Камаль-оль-Мольк был сослан в Нишапур. Он поселился в небольшой деревне Хосейнабад. В это время с художником произошло несчастье: по неизвестным причинам он потерял глаз. Именно поэтому в годы, проведенные в изгнании он перестал заниматься живописью. В 1940 г. Камаль-оль-Мольк умер в Нишапуре, где и был похоронен возле гробницы Аттара.

Одним из главных вкладов художника в развитие иранского искусства стало создание нового художественного стиля. В Каджарский период изобразительное искусство Ирана ограничивалось миниатюрой. Камаль-оль-Мольк расширил представление о живописи, открыв новые горизонты последующим поколениям художников.

Самые известные картины Камаль-оль-молька – «Живописец» (1882), «Дворец Голестан» (1883), «Деревня Имаме» (1884), «Шахский сад» (1886), «Правительственный лагерь» (1889), «Кузнец», «Две нищие девочки», «Гадалка» (1889).

Вернуться к другим статьям

 
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
dating sites SexCams
статистика посещений