Живопись кахвехане
 
 


"Живопись кахвехане"


   Увеличить
Хасан Исмаилзаде
Каджарская девушка с кальяном
Мохаммад Модаббер
Рустам, герой "Шахнаме"

«Живопись кахвехане»
(«искусство кофейни»)
- созданный молодыми непрофессиональными художниками иранский стиль живописи, в котором восточные мотивы выражены европейскими приемами и техникой настенной росписи. Это новое явление в национальной художественной истории Ирана, широко распространившееся около восьмидесяти лет назад в период наибольшего упадка всей персидской цивилизации, являлось ответом на все увеличивающееся влияние западной культуры. Явная подражательность поздней каджарской живописи (См. Искусство Ирана в эпоху правления династий Занд и Каджар), приверженность европейской манере в ущерб национальной неповторимости и выразительности традиционного стиля, грозило превратить иранское искусство в явление глубоко вторичное. Со времен династии Сефевидов, когда в Иран начали прибывать послы, Исфаган – тогдашняя столица – превратился в арену противоборства иностранных культур. Европейские мастера, приглашенные украшать шахские дворцы и аристократические особняки, формировали придворные вкусы, заставляя иранских художников подстраиваться под вкусы заказчиков. Конечно, и до появления «искусства кахвехане» многие живописцы стремились преодолеть художественный колониализм и дискредитацию национальных и религиозных ценностей, но часто эти попытки не уходили дальше бесплодного копирования освященных веками шедевров.

Хусейн Хамадани   Имам Али

Сохраняя религиозный и традиционный стиль, «искусство кофеен» возникло как дань уважения к народным верованиям, как крепостная стена, охраняющая уникальность иранской нации от западного космополитизма. Оно расчитано на восприятие масс, и стоит в стороне от официального строгого искусства, скептически отнесшегося к появлению «несеръезного» направления. Не полагаясь на поддержку богатых покровителей, группа малоизвестных, но бесспорно талантливых художников пыталась воспроизвести атмосферу кахвехане (чайханы) и шахнамехане (кофейни, где читались стихи Фирдоуси и других классических поэтов), украсить росписями, понятными простому народу, стены этих заведений.

   Увеличить
Джавод Акили

Не имея академического художественного образования, художники "кахвехане" создавали картины, достойные того, чтобы занять, пусть и скромное, но место в иранском искусстве.

   Увеличить
Традиционная кофейня

Для понимания этого направления необходимо знать, что же такое персидское кахвехане. Эти заведения, история которых уходит в незапятную древность, были хранителями старых иранских традиций, мыслей, вкусов. В них сказители «Шахнаме» повествовали о национальной истории, прославляли и восхваляли почитаемых народом героев. Значительную часть людей, собиравшихся в кофейнях составляли мастера, занимающиеся художественными ремеслами, бедные поэты, каллиграфы и живописцы, подчас единственными покровителями и заказчиками которых были владельцы «кахвехане» Люди приходили туда пообщаться и отдохнуть, узнать последние новости и послушать древние сказания – одним словом, это было что-то вроде своеобразного клуба. Эта роль кофеен привела к появлению в них своеобразной атмосферы, выработке определенных правил и обычаев, которые, в конце-концов, и воплотились в «живописи кахвехане».

   Увеличить
Хасан Исмаилзаде    Свадьба

В росписях кофеен можно легко заметить некоторое сходство с искусством миниатюры (См. Классическая персидская миниатюра): это сюжетная живопись, неразрывно связанная с поэзией, тяготеющая к изящности и утонченности книжной иллюстрации, игнорирующая законы анатомии и перспективы. Палитра «искусства кофейни» также происходит от искусства миниатюры. С точки зрения техники, эти картины очень просты, они связаны с народной, лубочной культурой.

Фрагмент росписей сефевидского периода

Трудно сказать, когда впервые появился этот стиль, но сохранившееся фрагменты настенных росписей указывают на то, что отдельные элементы его встречались уже в 18-19 веках. Это, например, росписи дворца Чехель Сотун в Исфагане, создаваемые при шахе Аббасе II и Надир-шахе.

Портрет танцовщицы 
Неизвестный автор каджарского периода

С распространением конституционного движения в Иране 20 века массовая культура получила новый толчок развития. Вновь становятся чрезвычайно популярны национальные саги и сказания, многие художники уходят от напыщенного искусства, чуждого характеру простых людей. В конце каджарской эпохи появляются сюжеты, перешедшие потом в "искусство кофеен" – это портреты танцовщиц и музыкантов, изображение любовных сцен, народных празднеств.

   Увеличить
Мохаммад Хамиди

Отрекаясь от общепризнанных живописных законов западного реализма, «искусство кофеен» опирается лишь на вдохновение и фантазию автора. Многие критики называют стиль «кахвехане» «школой образа», сравнивая его с имажинизмом, и сравнение это зачастую оправданно.

   Увеличить
Ибрахим Наггаш-баши    Каджарский период
Имам Али с сыновьями Хусейном и Хасаном
   Увеличить
Хасан Исмаидзаде    Смерть белого великана

Частые сюжеты картин этого стиля – пустыня Кербелы, Ашура, изображение национальных героев и почитаемых святых, народные празднества и гуляния, особенно свадьба, сцены охоты, сражения, сюжеты легенд и сказаний.

Самые известные художники «кахвехане» - Фатхолла Коллар-Агази, Мохаммад Модаббер, Хасан Исмаилзаде, Мохаммад Хамиди, Аббас Блуки-фар, Ахмад Халили, Мохаммад Фарохани, Джавод Акили и др. Близок к "искусству кахвехане" художник Шакиба.

   Увеличить
Шакиба










   
 
 
 
 
 
 Увеличить
Шакиба













 
 
 
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
dating sites SexCams
статистика посещений