Искусство Ирана  20 в.
 
 


Искусство Ирана
статьи из энциклопедии "Искусство стран и народов мира"


АРХИТЕКТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 20 В.

Оглавление

Серьёзные сдвиги в культурной жизни И. произошли после антифеодальной антиимпериалистической революции 1905 —11 и особенно в результате национально-освободительного движения 1918—22 и реформ Реза-шаха в 1920 — 30-х гг. Значительны изменения также в области архитектуры и изобразительного искусства, которые всё больше отходят от средневековой ограниченности. Распространяются современные типы зданий и архитектурные формы, развиваются новые виды и жанры изобразительного искусства.

Архитектура. Города И. частично реконструируются, но в основном сохраняют, как и сёла, средневековый облик и низкий уровень благоустройства. Строятся жилые и общественные здания, мосты, гидротехнические сооружения (плотина на реке Сефидруд). Современная архитектура И. характеризуется применением железобетонных конструкций, обилием стекла, солнцезащитными устройствами (рёбра, козырьки, решётки). Архитекторы обращаются и к местным традициям зодчества средних веков (стрельчатые арки, купола, поливной декор). Удачно использованы мотивы средневекового орнамента и эпиграфики в павильоне-ротонде над могилой Омара Хайяма в Нишапуре (1963, X. Сейхун). Возрождаются даже элементы зодчества древности (настенные барельефы, капители с полуфигурами быков, напоминающие персепольские, в здании Государственного банка в Тегеране, 1925). Шахский дворец на берегу Персидского залива (1960, Гордон Джонс, Лопез, и др.) соединяет черты старой дворцовой архитектуры (изолированные женская половина и мечеть, мозаичные и мраморные облицовки) с современными архитектурно-конструктивными элементами и удобствами (солнцезащитные устройства, кондиционирование воздуха и т. д.). В строительстве широко участвуют европейские архитекторы, но ведущую роль играют местные архитекторы X. Сейхун, М. Фороуги, X. Гиаи, Садер, Зафар и др.

Современное изобразительное искусство включает станковую живопись, графику и скульптуру различных направлений. Развиты жанры портрета, пейзажа, политическая и бытовая тематика. В графике большое место занимают иллюстрации и оформление книги, рекламный плакат. Появляется станковая гравюра на дереве, гл. обр. жанрового характера. Для графики характерен приём белого рисунка по тёмному фону. Миниатюристы (X. Бехзад, Завье и др.) стремятся возродить традиции старых мастеров. Значительная часть художников И. избрала путь реалистического искусства: М. Мокаддам (портрет, пейзаж), Р. Ширази, М. Шейбани, А. Амери, скульптор А. Садеги (воссоздание образов поэтов и учёных средневековья, портреты современных государственных деятелей) и др. Художники реалистического направления передают в своих произведениях жизнь трудового народа (гравюры X. Пезешк-Ния и др.), посвящают их борьбе за мир (И. Аштиани, Д. и А. Петгяр, Р. Месах и др.). Под воздействием западного искусства значительное развитие получили абстракционизм и другие модерннстические направления (М. Вазири, А. Минасян, С. Таннавали и др.).

Развиваются традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Выделываются в большом числе ковры со старыми узорами, иногда с изобразительными мотивами и даже портретами, декоративные вшивки многоцветным шёлком (завесы, платки и др.), набойки с растительным узором, иногда с изобразительными сюжетами. Тонко выполняются инкрустации по дереву перламутром и слоновой костью (столики, шкатулки), чеканка и гравировка по серебру, меди; керамисты создают новые формы и мотивы росписи сосудов. Освоено гранение стекла.



Оглавление


Вернуться к другим статьям

 
 

Рейтинг@Mail.ru