Искусство Ирана Средневековье
 
 


Искусство Ирана
статьи из энциклопедии "Искусство стран и народов мира"


СРЕДНЕВЕКОВЫЕ АРХИТЕКТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

7-13 вв.

Оглавление

В сер. 7 в. И. был захвачен арабами и стал провинцией арабского Халифата, от власти которого освободился лишь в 9—10 вв. Арабы принесли новую религию — ислам. Не сломив местных традиций архитектуры и искусства, ислам повлиял на их направленность: обусловил появление новых типов зданий (прежде всего культового здания — мечети), ограничил развитие изобразительного искусства (особенно объёмной скульптуры), вызвал интенсивное развитие и совершенствование богатого орнамента, в который органически включались надписи. В нач. 10 в. восточные области И. отошли к среднеазиатской державе Саманидов, что содействовало культурному взаимодействию народов И. и Средней Азии. В 11—12 вв. И. находился в составе обширной сельджукской империи. 10—13 вв.— время развитого феодализма — составляют важный этап становления иранского искусства, когда определились на ряд столетий основные формы зодчества, виды и стилистические особенности художественного ремесла.

Архитектура. Феодальные города разрастались под защитой цитадели и городских стен (обычно сырцовых) с башнями. Соединявшие городские ворота главные улицы пересекались в центре, где находились дворец, базар и соборная мечеть. Вне стен города возникали ремесленные пригороды — “рабады”, в свою очередь обнесённые стенами. Строились мечети, минареты, крытые рынки, караван-сараи (“ханы”), бани (“хаммамы”), здания мусульманских духовных училищ — медресе, с кельями вокруг двора. Вдоль караванных путей сооружались крытые цистерны (водохранилища) и ханы, через реки перебрасывались мосты, в строительстве которых иранцы достигли высокого мастерства (мост 10 в. в Тусе, близ Мешхеда). В монументальных сооружениях употребляется гл. обр. обожжённый кирпич. Арки и своды постепенно приобретают стрельчатые очертания. В 11—12 вв. возникает множество вариантов сводов на нервюрах и куполов на тромпах, лёгких, прочных и красивых. Форма и конструкция в архитектуре этого времени . неотделимы. Монохромный декор подчинён тектонике здания, В отделке интерьера большую роль играет резной стук: в 9—10 вв. растительный узор (мотивы виноградной лозы, листьев) заполняет геометрическую сетку или медальоны (мечеть в Наине); позднее стуковый растительный узор иногда выступает на фоне кирпичной кладки. Для 11—12 вв. характерна узорная геометрическая кирпичная кладка, применяемая на фасадах и внутри здания.

Арабскому типу мечети — с галереями вокруг двора — в И. были противопоставлены местные типы сооружений в форме сасанидского чортака или сводчатого айвана, возводившихся вначале самостоятельно (мечеть в Нейризе), а с 12 в.— в ансамбле: прямоугольный двор, обнесённый галереями, с четырьмя айванами по осям и купольным залом в глубине двора (мечеть в Заваре близ Эрдестана). Важной деталью мечети была богато орнаментированная молитвенная ниша “михраб”, ориентированная к Мекке — священному городу мусульман. Рядом с мечетями высятся круглые, суженные кверху минареты с поясами фигурной кладки, завершённые венцом сталактитов и башенкой с маленьким куполком. Лучшие черты зодчества этого времени воплотились в грандиозной, изысканной по формам и убранству Соборной мечети Исфахана.

Распространяется (особенно в сев. И.) строительство мавзолеев: башенных —круглых или звёздчатых в плане, с шатровым покрытием (непревзойдённый по выразительности и чёткой монументальности формы мавзолей в Гомбеде-Кабусе, мавзолеи в Мераге) и кубических купольных (мавзолей Доваздех-Имам в Йезде). Жилые постройки средних веков до нас не дошли.

Изобразительное искусство. Несмотря на свойственный искусству мусульманских стран декоративно-орнаментальный характер, искусство средневекового И. сохранило почти во всех своих видах изобразительные элементы и образы живых существ. Дворцы и богатые дома украшались многокрасочной настенной живописью и стуковыми рельефами с сюжетами охоты, придворной жизни и т. п. (фрагменты из Саве, Рея, Нишапура, 8 — нач. 13 вв.). Многофигурные композиции росписей обычно располагались ярусами. Стуковые фигуры высокого рельефа с окраской часто заполняли окружённые орнаментом медальоны.

Декоративно – прикладное искусство сохраняет связь со старыми традициями. Ранние изделия из металла (преимущественно бронзы) близки сасанидским (в частности, распространены водолеи и курильницы); к концу 11 в. утяжеляются формы сосудов, изобразительные мотивы приобретают орнаментальный характер, распространена мелкая гравировка; для сельджукского времени характерна инкрустация серебром, золотом, медью (растительные узоры). Ткани долго вырабатываются по старым образцам. Узоры — заключённые в овалы стилизованные изображения львов и грифонов, двуглавых орлов, павлинов, космологических эмблем — отличаются чёткой графичностью. В украшение тканей включаются надписи. Появляются атласы с растительными мотивами в геометрической сетке. Распространены тёмные узоры на светлом фоне.

Изготовляется глазурованная керамика разнообразных форм (миски, блюда, чаши, кубки, флаконы и др.), одноцветная (преобладают голубые и синие тона) и расписная. Для 8—10 вв. характерны кобальтовые рисунки по белому фону, преимущественно растительные мотивы, встречаются изображения людей и животных. К концу 9 в. появился люстр: нанесение поверх глазури слоя металлических окислов, который после повторного обжига (при низкой температуре) даёт радужные переливы и металлические отблески. 11—13 вв.— время высшего расцвета керамического искусства, продолжающегося и в 14 в. Сосуды и блюда украшаются росписью люстром и золотом, что придаёт им характер драгоценности, прочерченным и рельефным орнаментом. Узоры обогащаются причудливой вязью надписей, в росписях появляются пейзажные мотивы, жанровые сценки, образы, заимствованные из поэзии, фольклора. Эти же мотивы распространены и в другом виде надглазурной росписи сосудов — т. н. “минаи” (что значит “стеклянная” — по сходству с арабскими стеклянными расписными изделиями): легкоплавкие прозрачные эмалевые краски наносились быстрыми мазками кисти на поверхность изделия, которое затем подвергалось лёгкому обжигу. Звучные красочные пятна, выполненные с большой живописной свободой, сочетались в этой технике с чёткой графичностью чёрных контуров. В изображении людей и животных, образующих часто сложные многофигурные сцены, проявляется высокое декоративное и композиционное мастерство. Крупнейшими центрами производства керамики были Кашан, Рей, Саве и особенно Нишапур. Изготовлялись также изделия из разноцветного стекла (кувшины, флаконы, блюда) с углублённым или накладным узором: растительные мотивы, медальоны с фигурками птиц и животных.



Оглавление


Вернуться к другим статьям

 
 

Рейтинг@Mail.ru