Искусство Ирана Сасанидский период
 
 


Искусство Ирана
статьи из энциклопедии "Искусство стран и народов мира"


САСАНИДСКИЙ ПЕРИОД

Оглавление

В 224 началось объединение иранских земель династией Сасанидов, создавших сильное централизованное государство — рабовладельческое, а к 6 в.— раннефеодальное. В периоды наибольшего могущества оно подчиняло Двуречье, частично Закавказье и Среднюю Азию, кратковременно — Сирию, Палестину, Малую Азию и Египет. Была создана богатая и своеобразная художественная культура сасанидского государства, в сложении которой участвовали многие народы завоёванных стран. В свою очередь сасанидская культура оказала сильное воздействие на соседние страны, в частности на Византию.

Архитектура.

Сасанидский период — эпоха интенсивного градостроительства. Города строились по определённому плану — круглому (Гур, ныне Фирузабад) или прямоугольному (Нишапур), окружались стенами с галереей для стрелков, с бойницами и башнями. Постройки возводились из камня (чаще неотёсанного), обожжённого кирпича на алебастровом растворе или сырца, со сводами эллиптического профиля. Появляются купола на “тромпах” — угловых конструкциях, облегчающих переход от квадрата стен к кольцевой кладке. Для архитектуры характерны монументальность и симметрия масс. Дворцы разделялись на официальную и жилую части. На фасад открывался тронный зал в виде огромного сводчатого айвана, обычно в сочетании с купольным залом. Мощные опоры круглого сечения размещались вдоль стен зала, образуя узкие боковые нефы. Некоторые дворцы почти лишены декора (близ Фирузабада, в Сервестане), другие обильно украшены резным стуком со стилизованным растительным орнаментом (гранат, виноградная лоза), росписями, иногда мозаиками с изобразительными сюжетами (Бишапур). Грандиозный айван дворца в Ктесифоне (Ирак) поражал масштабами (пролёт 26,65 м) и сказочной роскошью отделки (мозаики, ковёр, затканный драгоценными камнями). Дворцы располагались в обширных парках с водоёмами и павильонами (Касре-Ширин).

Распространённым типом культового здания был зороастрийский храм — квадратный купольный зал с четырьмя прорезанными по сторонам арками на угловых устоях, т. н. “чортак”. Ставились также каменные алтари под открытым небом. Большой размах приобрело строительство дорог и мостов (мосты-плотины в Дизфуле, Шуштере и др.).

Изобразительное искусство.

Замечательные, высеченные на скалах рельефы сасанидского времени (известно свыше 30 — в Накши-Рустеме, в Бишапуре, близ Фирузабада и др.) отличаются от более ранних высоким рельефом, иногда почти трёхмерным объёмом, многоплановостью массовых сцен, динамизмом изображений в сочетании с условностью поз и масштабов. Сюжеты — сцены инвеституры (передача божеством царю символа власти), триумфа и т. п., решены с большой пластичностью и выразительностью. Целостность композиции, обычно с чётко выраженным центром, придает рельефам характер грандиозных (нередко в 2—3 раза больше натуры) торжественных картин, служащих прославлению царя. В конце периода (в 6 в.) появляются сцены охоты с живо переданными изображениями зверей (в большом гроте Таге-Бостана).

Существовала и монументальная объёмная скульптура, памятников которой сохранилось крайне мало (напр., статуя царя Шапура I из грота близ Бишапура, бронзовые бюсты из Мазандерана). Плитки из литого стука с барельефными изображениями людей, животных, птиц, рыб, стенные росписи (сохранились фрагменты), мозаики, панно с разнообразными сюжетными композициями, иногда с портретами, и др. украшали интерьеры. Письменные источники свидетельствуют о существовании в сасанидском И. книжной миниатюры.

Сасанидское декоративно-прикладное искусство приобрело мировую известность высоким совершенством. Особенно славятся художественные изделия из металла (серебряные блюда, чаши, кувшины), украшенные с удивительным композиционным умением и пониманием формы чеканными, литыми или гравированными изображениями. Царские охоты и пиры, мифологические животные, а также обрядовые сцены и мотивы, связанные с народными легендами, переданы с большим динамизмом. Характерны бронзовые водолеи и курильницы в форме животных (большое собрание сасанидского металла имеется в Эрмитаже, Ленинград). Найдены образцы резного стекла — чаши, кубки, флаконы. В музеях мира хранятся обширные коллекции сасанидских гемм (печаток, амулетов из аметистов, яшм, сердоликов и др.) с портретами царей, фигурами животных и т.п., а также серебряных монет с тонкими чеканными портретами царей на лицевой стороне и пылающим жертвенником на обороте. Очень красивы роскошные шерстяные и шёлковые сасанидские ткани с рисунком из кругов или овалов, в которые вписаны символические зооморфные мотивы. Письменные источники говорят о великолепных, затканных золотом и украшенных драгоценными камнями сасанидских коврах.



Оглавление


Вернуться к другим статьям

 
 

Рейтинг@Mail.ru