Искусство Ирана Древний период
 
 


Искусство Ирана
статьи из энциклопедии "Искусство стран и народов мира"


АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА

Оглавление

К эпохе неолита восходят остатки древнейших земледельческих поселений с жилищами (5-е тысячелетие до н. э.) и сырцовыми многокомнатными домами (4-е н. э.) со следами настенной росписи (Тепе-Сиалк, близ Кашана). Произведения искусства — костяные ручки ножей в форме звериной головы и схематичной человеческой фигуры, костяные и терракотовые фигурки людей и животных. Простейшие геометрические узоры расписной керамики обогащаются в 4-м тысячелетии растительными мотивами в сочетании с силуэтами зверей, птиц и фигур (находки из Тепе-Сиалка,.Суз, Тали-Бакуна, близ Персеполя, и др.). Встречаются и зооморфные изображения. Для конца 2-го — 1-го тысячелетий до н. э. характерны сосуды с длинным сливом и обильной чёрной росписью, сочетающей геометрические композиции со стилизованными изображениями животных и человека. В 1-м тысячелетии до н. э. появляется полихромная глазурованная керамика с росписью. Богаты ювелирные изделия из серебра и золота, часто с ляпис-лазурью. Уже в 4-м тысячелетии до н. э. известны резные каменные плоские и цилиндрические печати с изображением реальных и фантастических зверей, позднее — с геральдическими и бытовыми композициями. В 3—2-м тысячелетиях до н. э. на юго-зап. И. развиваются архитектура и искусство государства Элам (см.), во многом связанные с культурой стран Двуречья (зиккурат в Чога-Зембиле и др.). Здесь появляются характерные для всего древнего искусства И. высеченные на скалах рельефы с изображениями сцен триумфа (к Ю.-В. от Касре-Ширина и др.).

Особую группу произведений искусства И. составляют т. н. “луристанские бронзы” — предметы из могильников 12—8 вв. до н. э. в области Луристан (на 3. центральной части И.), памятники культуры кочевников: мечи и кинжалы с рукоятью в форме стилизованной человеческой или звериной головы, пластины от поясов и колчанов с рельефами на темы охоты и мифологии, чаши и кубки, конские удила в форме причудливо изогнутых реальных и фантастических существ, зеркала, булавки и т. д.

В 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. на С.-З. Иранского нагорья образовался союз индийских племён, оформившийся в конце 7 в. до н. э. в государство Мидия. Возводятся мощные укрепления столицы Экбатаны (современный Хамадан). Создаются скальные гробницы, для которых характерна фасадная лоджия с двумя колоннами (в Даи-Дохтере на юге И., в Дуккани-Дауде к Ю.-В. от Касре-Ширина, и др.), алтари огня.

Ахеменидский период. В середине 6 в. до н. э. на территории И. сложилось древнеперсидское рабовладельческое государство Ахеменидов. К 5 в. до н. э. оно превратилось в могучую империю, охватившую территории Средней Азии, Армении, Двуречья, Малую Азию, Египет и др. В 6—4 вв. до н. э. в И. были созданы великолепные архитектура и изобразительное искусство, впитавшие некоторые черты культуры Ассирии, Вавилона, Египта и отчасти — Греции, но представлявшие ярко своеобразное художественное явление. Они составили важное звено в истории художественной культуры древнего мира и оказали воздействие на дальнейшее развитие искусства И. и соседних стран. Славу древнеперсидской архитектуры определяла величественная парадная дворцовая архитектура, достигшая грандиозного размаха в столицах Ахеменидов — Пасаргадах, Персеполе, Сузах. Древнеперсидские зодчие создали многоколонный тронный зал “ападана” — основную часть обширных дворцовых ансамблей. Ападаны достигали колоссальных размеров. Их плоское балочное покрытие из кедра опиралось на широко (до 8,5 м) расставленные высокие стройные каменные колонны с каннелюрами, с базой в виде куба или колокола и сложной своеобразной по форме капителью, увенчанной консолями в виде сдвоенных полуфигур быков, львов, грифонов. Здания возводились из сырца на каменном цоколе, с каменными лестницами и коробками проёмов. Насыщенные светом залы оживляли яркая цветная штукатурка, золотые обшивки балок и пластины в форме животных, украшавшие наличники. Многочисленные каменные рельефы на лестницах, у входа, вдоль стен в Персеполе и многоцветные поливные рельефы дворца в Сузах прославляли могущество царя и его державы, изображая вереницы данников или воинов, культовые и придворные церемонии, символических животных и т. д.

Наряду с рельефами, украшавшими здания, создавались и традиционные для И. скальные рельефы (напр., рельеф, сопровождающий надписи Дария на скале Бехистун,— сцена триумфа Дария над Гауматой и др.). Немногочисленные культовые сооружения — зороастрийские святилища, квадратные 4-столпные залы с балочным покрытием, окружённые коридорами; каменные квадратные башни для хранения священного огня. Скальные гробницы высекались по типу индийских, но с большим количеством колонн портика, помещённого в углублении, вырубленном в форме большого креста (Накши-Рустем, близ Персополя). Монументальным лаконизмом архитектурного образа отличаются наземная гробница Кира в Пасаргадах, святилище, огня Кабаи-Зардушт в Накши-Рустеме.

О высоком уровне декоративно – п рикладного искусства свидетельствуют гравированные и чеканные серебряные и золотые чаши, блюда, кувшины с ручками в форме зверей, ритоны с пластически выполненными головами лошади, антилопы или полуфигурой горного козла; ювелирные изделия — ожерелья из золота и драгоценных камней, браслеты, серьги, где использованы животные и растительные мотивы; монеты с портретами царей и фигурами символических животных. Разнообразны резные каменные печати с тонко исполненными сценами охоты, единоборства царя со зверем, геральдическими мотивами и т. д. Было развито стеклоделие.

В 331 до н. э. И. был завоёван Александром Македонским, а В 312/311-250 до н.э. входил в состав государства Селевкидов. Возводились сооружения в духе местных традиций, а также храмы греческих типов (храм в Кенгавере). В искусстве преобладали эллинистические образцы, и лишь немногие произведения носили местный характер.

С середины 3 в. до н. э. по 1-ю четверть 3 в. н. э. И. находился в составе Парфянского царства и его архитектура и искусство входили в круг парфянской художественной культуры. Главным культовым центром И. этого времени был г. Фрааспа (ныне Техте-Солейман). В дворцовой архитектуре Парфии сложился тип ансамбля с внутренним двором и открытыми с одной стороны сводчатыми залами — “айванами” (дворец Кухе-Ходжа); эта композиция как и бескружальная кладка сводов (поперечными дугами, из которых каждая опирается на предыдущую), удержалась в различных типах зданий И. до наших дней.



Оглавление


Вернуться к другим статьям

 
 

Рейтинг@Mail.ru