Исфаган - главный туристический центр Ирана
 
 

Исфаган - половина мира


Мечеть Имама ночью

Исфаган, столица одноименного остана, самый красивый город Ирана, его туристический центр, расположен в 430 км. от Тегерана посреди большого оазиса, создаваемого водами реки Заяндеруд.

 Можно с полным правом сказать, что этот город – творение Сефевидского шаха Аббаса I, правившего Ираном в …. гг. Именно во время его правления сложился образ Исфагана, свободолюбивого и капризного, как изнеженная восточная красавица, изысканного, полного неги и пышности. Расположение города на перекрестье караванных путей, мягкий климат и, в первую очередь, удаленность от государственных границ стали причиной того, что шах Аббас перенес в 1598 г. столицу из Газвина в Исфаган. Город сразу полюбился правителю, и тот не жалел средств на то, чтобы превратить новую столицу в подобие рая на земле. При нем и его ближайших преемниках город быстро застраивался великолепными дворцами и мечетями. Полюбовавшись здешними чудесами, понимаешь смысл иранской поговорки : "кто был в Исфагане, видел половину мира".

 

Площадь Шахш-е Джахан и Мечеть Имама. Фото Андрея Тарчевского

 Площадь Нахш-е Джахан

 Главное украшение города – площадь Нахш-Джахан ("Карта мира"), другое ее название – площадь Имама (до революции – площадь Шаха). Построена она в 1612 г. Это вторая по величине площадь в мире, ее размеры – 500 на 160 м. На площади находятся мечети Имама и Лотфоллы, дворец Али Капу, от нее начинается бесконечные ряды Большого Базара.

Чайхана Хадж Мирза в Исфагане

Вот как описывает площадь Нахш-е Джахан русский купец Федор Котов, посетивший Исфаган в 1624 г. : "… Исфахан стоит как бы в ущелье, между высокими горами, на ровном месте. Исфахан… город большой и красиво построен. Царские дворцы построены так, чтобы ворота выходили на главную площадь. Ворота высокие, над воротами — расписанные золотом палаты. Они стоят одна над другой в три этажа. В эти палаты приходят всякие иностранные послы и купцы. Палаты, в которых живет сам шах, находятся в садах, далеко от ворот; они — низкие. Здесь живут шахские жены...На базаре лавки каменные, с амбарами наверху, своды каменные с красивой крышей. Лавки снаружи и внутри расписаны разными красками и золотом… Напротив шахских ворот, построена большая каменная мечеть. Около площади… построены каменные палаты, которые называются кофейнями; они расписаны красками и золотом... Верх у всех кофеен расписан красками с золотом…В кофейнях сделаны каменные бассейны с водою, вокруг этих бассейнов пляшут ребята с колокольчиками, а другие бьют в бубны, играют на зурнах и дудках, все они молодые, хорошие. Они одеты в платья, чалмы, кушаки — все с позолотою, а от пояса около живота идут красивые сборки На площади, устраиваются разные зрелища: партиями играют в кости, раскладывают землю и камешки, делая разные узоры гадают по книгам...

Знаменитая исфаганская посуда. Фото Андрея Тарчевского

Каждый вечер народ удаляют с площади со всем товаром и с харчем, площадь чистят и ровняют мелким камнем и крупным песком, поливают водою, чтобы не было летом пыли от коней. И тогда на площадь выезжает сам шах, там он развлекается, почти ежедневно заезжает в кофейни, а перед ним пляшут потешные его молодцы и ребята из кофеен…"

  Площадь окружена двухэтажными галереями с арками, на первом этаже которых находятся бесконечные сувенирные лавочки, во многие из которых заходишь, как в музей. Здесь можно найти все, чем славится Исфаган: шелковые ковры, не имеющие себе равных по тонкости и изящности рисунка, медную посуду, покрытую сверху синим фаянсом и расписанную тончайшим белым узором, традиционную одежду, кальяны на любой вкус. Надо лишь помнить, что искушенные торговцы при виде туристов, цену задирают немыслимую, так что торговаться в Исфагане следует еще более отчаянно, чем в остальном Иране. Впрочем, походив по площади и базару, вполне можно подыскать недорогой сувенир на самый требовательный вкус.

Мечеть Имама, Иcфаган

 

 Масджед-е Эмам (Мечеть Имама)

 В южной части площади Нахш-е Джахан находится величественная Шахская Мечеть (современное название – Мечеть Имама). Ее строительство архитектор Абуль Казем начал в 1611 году, но совершенно закончены работы были только к 1640 г. На возведение огромной мечети пошло не менее 18 миллионов кирпичей, а на ее украшение – полмиллиона мозаичных плиток. Шах Аббас, желая поскорее закончить строительство, велел использовать новый метод поливного декора под названием "хафт-ранг" – "семь цветов".

Мечеть Имама, Иcфаган

Фундамент мечети сложен из знаменитого в 17 в. белого Ардестанского мрамора. Вход в мечеть - роскошный портик с огромными воротами (высота 27 метров), двумя бирюзовыми минаретами и сталактитными нишами. Короткий изгибающийся коридор ведет во внутренний двор, посередине которого находится большой бассейн для омовений. Внутри мечети можно увидеть мраморный михраб (ниша в стене, показывающая направление Мекки) и изящной работы минбар (кафедру).

 Мечеть Лотфоллы

Мечеть Лотфоллы. Фото Андрея Тарчевского

 Если мечеть Имама – это воплощение величия, то мечеть Лотфоллы – гармония и утонченный вкус. Шах Аббас повелел построить ее в 1603 г. в честь одного из своих тестей, почитаемого ливанского ученого шейха Лотфоллы. Она гораздо меньше, чем Масджед-е Эмам, более камерна, и использовалась для уединенных молитв шаха и его приближенных. Также она была известна под названием "Женской мечети", так как подземный ход, ведущий в нее из дворца Али Капу, позволял женам и наложницам шахского гарема посещать молитвенный зал, не показываясь публично. Купол мечети, украшенный арабесками, превосходит по красоте даже пышный купол Шахской мечети. Его нежные кремовые тона, меняют оттенок в зависимости от времени суток, лучше всего мечеть смотрится на закате. Еще мечеть Лотфоллы необычна тем, что у нее нет минарета и внутреннего двора. С великолепными мозаичными узорами внутреннего убранства могут соперничать разве что мозаики купола Аллаверди-Хана в гробнице Имама Резы в Мешхеде.

 Дворец Али Капу

Потолок музыкального зала Али Капу с силуэтами ваз и сосудов

 Напротив мечети Лотфоллы расположен необычный по архитектуре шестиэтажный дворец Али Капу, также построенный в начале 17 в. Первоначально он задумывался как монументальная въездная арка, ведущая к шахским дворцам (Название "Али Капу" и означает "Ворота Али"), но позднее правители стали принимать здесь послов иностранных держав. На втором этаже дворца находится веранда с резным деревянным потолком, с которой открывается хороший вид на площадь Нахш-е Джахан. Отсюда шах и его придворные могли наблюдать за театрализованными представлениями, гладиаторскими боями, сражениями с дикими зверями или популярной игрой в конное поло, которые часто устраивались на площади.

Фреска во дворце Али Капу

Дальше узкие лестницы ведут вас наверх в тронный зал и музыкальные комнаты. Когда-то стены дворца были расписаны фресками фривольного содержания, среди них были и работы знаменитого иранского художника Резы Аббаси, но в каджарский период и особенно после исламской революции они были почти полностью утеряны.

Али Капу. Фото Андрея Тарчевского

 Потолок музыкального зала украшен вырезанными силуэтами ваз и сосудов –сделано это для усиления акустики, так что шах, его придворные и жены (последним отводились нижние этажи дворца) могли в полной мере насладиться игрой лучших музыкантов. Вообще, в Исфагане любили акустические эффекты. Так при входе в Али Капу есть забавный "древний телефон": если встать, прижавшись лицом, к одному из углов зала, то в противоположном углу слова, даже сказанные тихо или шепотом, будут слышны совершенно отчетливо. А в Шахской Мечети в пол вложено несколько черных каменных плит, которые, если топнуть на них ногой, создают громкое продолжительное эхо.

 В северной части Нахш-е Джахан находятся ворота Базара Кайсарие (Большого Базара), украшенные астрологическими символами. По краям ворот тянутся две галереи Нагаре-хане, откуда в дни торжеств играл оркестр и были слышны звуки труб и литавров.

 Традиционные чайханы.

 В северной части Нахш-е Джахан, слева от Шахской мечети есть интересная традиционная чайхана (Чайхане Санати), другая чайхана – известная под названием Азадеган или Чайхана Хадж Мирза, более камерная и интересно оформленная развешанными по стенам алебардами и щитами, находится в противоположной стороне площади на улице Мир Амад.

 Пятничная мечеть (Масджед- Джомме).

Резной михраб пятничной мечети Пятничная мечеть. Фото Андрея Тарчевского

 Эта мечеть – настоящий музей исламской архитектуры! Здесь можно увидеть архитектурные стили всех эпох, начиная с 11-го и заканчивая 18 веком: сельджукского, монгольского, сефевидского… Кроме того, это самая большая мечеть Ирана, ее площадь составляет 30 тысяч кв. метров. Самая древняя ее часть была построена в 11 в. От этого времени сохранились два больших купола над северным и южным эйванами (портиками). С тех пор мечеть много раз перестраивалась и реставрировалась. Последняя реставрация проводилась после ирано-иракской войны, когда Пятничная Мечеть пострадала во время бомбардировки.

Имамзаде на территории пятничной мечети Исфагана

 Главный внутренний двор, окружен четырьмя эйванами. Южный портик, самый сложный по архитектуре, с двумя минаретами, сталактитными нишами, сохранился с монгольского периода. На северном портике можно увидеть надписи куфическим шрифтом, датируемые сельджукской эпохой. Мозаики западного эйвана относятся к правлению Сефевидов. Они более геометричны и строги, чем мозаики южного портика.

 В зале Султана Улджейту находится одна из главных достопримечательностей мечети: великолепный мраморный михраб с кораническими надписями и растительным орнаментом. Правда, чтобы попасть в этот зал, нужно спросить разрешение у привратника. По соседству – зимний молитвенный зал тимуридской эпохи и несколько других залов.

 Дворец Чехель Сотун

Фрески во дворце Чехель Сотун. Фото Андрея Тарчевского

 "Чехель Сотун" означает "Сорок колонн". Название это произошло от того, что двадцать колонн дворца, стоящие на спинах львов, удваиваются, отражаясь в воде пруда. Расположен дворец позади Али Капу в тенистом саду, где приятно посидеть в жаркий день. Построен дворец был при Аббасе II как павильон шахских развлечений и приемов.

Фрески во дворце Чехель Сотун. Фото Андрея Тарчевского

 В Большом Зале дворца можно увидеть множество больших фресок, изображающих жизнь двора, охотничьи сцены и великие сражения. Есть картины поменьше, они ближе к стилю классической персидской миниатюры. В меньших залах можно увидеть портреты послов и придворных. Есть экспонаты, относящиеся к сефевидской эпохе – ковры, доспехи, монеты, керамика, изделия из фарфора.

 Дворец Хашт Бехешт

 Дворец Хашт Бехешт ("Восемь Раев") построен в 1669 г. шахом Сулейманом как шахская резиденция. Расположен он посреди живописного сада, как и Чехель Сотун, и, вообще похож на него по архитектуре. Внутри дворца можно увидеть замечательные фрески, мозаики, сталактитные арки.

 Медресе Чахар Баг

 Построенный в 1704-1714 гг. учебный комплекс, одно из последних зданий сефевидской эпохи, был известен как Медресе Мадар-е Шах (Богословская Школа Матери Шаха). Находится он на проспекте Чахар Баг Аббаси. Внутри комплекса есть внутренний двор, учебные комнаты, молитвенный зал с прекрасным михрабом, минаретами и интересными мозаиками, помещения для студентов, каравансарай. Обычно медресе закрыто для публики, но если попросить привратника, он может пропустить вас внутрь, и это, действительно, того стоит.

 Мосты

Си-о-се Поль Скульптура возле моста Си-о-се Поль. Фото Андрея Тарчевского

 В Исфагане протекает одна из самых больших рек Ирана Заяндеруд ("Дарующая жизнь"). Она начинается в горах Загроса, течет с запада на восток через центр Ирана, создает исфаганский оазис и теряется в безводных песках Кевира. В современном Исфагане через реку перекинуто 11 мостов, пять из них – исторические, по большей части сефевидского периода.

Купец Федор Котов так описывает один из мостов: "Доехали до моста, построенного в шахских садах через реку Испоганьку... Через реку построен большой и высокий каменный мост длиною в 150 саженей, шириною в 40 саженей. А по обе стороны моста возведены высокие и широкие, как городские, стены, на верх которых ведут каменные лестницы. Сквозь стены сделан проход для людей, а от прохода вниз, к воде, также ведут лестницы".

Особенно хорошо смотрятся Исфаганские мосты вечером, подсвеченные яркими огнями, отражающимися в бегущей воде. Самый старый из исфаганских мостов – Пол-е Шахрестан – относится к 12 в. Еще один мост – Пол-е Джуби, был изначально построен как акведук, снабжающий водой шахские сады на северном берегу реки. Но самые интересные мосты – это Си-о-Се Поль и Хаджу.

 Си-о-Се Поль ("мост тридцати трех арок")

 Мост Си-о-Се Поль (другое название мост Аллаверди-хана) получил свое название от составляющих его 33 арок. Построенный в 1602 г., мост связал город с армянской колонией Джульфа. Уступая по изяществу мосту Хаджу, Си-о-Се Поль, тем не менее, более известен, он является одной из визитных карточек города. На мосту есть традиционная чайхана, хотя из-за обилия посетителей в нее весьма сложно попасть.

Пол-е Хаджу

 Мост Хаджу

 Этот самый красивый из Исфаганских мостов был построен в 1650 г. Мост состоит из двух ярусов, в центре построен павильон для отдыха правителя. Это одно из излюбленных мест прогулок горожан.

 Армянский квартал

 Во время правления шаха Аббаса I из города Джульфы, что на северо-западе Ирана, переселилась в Исфаган группа армян-христиан, в основном ремесленников и торговцев. Облюбовав одну из деревень вблизи города, они назвали свою колонию Новой Джульфой. Армяне пользовались уважением, им было разрешено открыто исповедовать свою религию, строить церкви и совершать обряды. Когда Исфаган расширился, Новая Джульфа (или просто Джульфа, как ее стали называть впоследствии) стала одним из его пригородов. Бывшая колония сохранилась и до наших дней. Сейчас там можно посмотреть 13 армянских церквей, старое кладбище.

 Церковь Вонк

Икона Пресвятой Богородицы в церкви Вонк. Фото Андрея Тарчевского

 Построенная между 1606 и 1655 гг. церковь Вонк – основной храм армянской церкви в Иране. Внешне церковь не примечательна, но ее внутренняя часть богато украшена и заслуживает внимания. Здесь можно наблюдать смесь стилей: христианская и мусульманская традиции сплелись здесь для того, чтобы создать неповторимый интерьер храма. Восточные узорчатые плитки соседствуют здесь с христианскими фресками, выполненными в армянском стиле. При церкви есть и музей, в котором содержится более 700 рукописных книг, в том числе и первая печатная книга Ирана, много экспонатов по армянской культуре и этнографии, есть небольшой рисунок Рембрандта. Церковь и музей открыты для посетителей, вход внутрь платный и не дешевый, впрочем, христиан смотрители могут пропустить бесплатно.

 Также на территории церкви находится мемориал в память о геноциде армянского народа в 1915г., когда тысячи армян были выселены из Турции и многие из них погибли в Сирийской пустыне.

 Другие церкви.

 Интересные фрески, не уступающие по красоте фрескам Вонк, можно увидеть в Вифлеемской церкви (Келисса-йе Вифлеем). В церкви Марии (Келисса-йе Марьям), построенной в 1613 г., есть четыре иконы, написанные венецианскими художниками, и мозаики, относящиеся ко 2 половине 17 в.

 Имамзаде Шахшахан

 Недавно восстановленное Исфаганским Отделом Старины имамзаде Шахшахан является одной из почитаемых святынь тимуридского периода. Согласно легенде, эта мечеть была построена Мухаммадом Бен Бейсангуром над гробницей Шейха Аладдина Мухаммада, потомка Хусейна, третьего шиитского имама и внука Пророка. Шейх Аладдин Мухаммад в 1646-47 гг. был казнен по повелению Рук-шаха, четвертого сына и преемника Тимура. За это злодеяние на род Рук-шаха легло проклятие, и он умер спустя несколько месяцев.

Качающиеся минареты. Фото Андрея Тарчевского

 Качающиеся минареты.

 В 7 км. к западу от центра города находится гробница известного дервиша 14 в. Абу Абдуллы. Гробница эта более известна, как "качающиеся минареты" (Менар-е Джомбон). Если начать раскачивать один из минаретов гробницы, оба минарета начинают качаться из стороны в сторону. Впрочем, в последнее время смотрители не разрешают посетителям самим раскачив ать минареты. Несколько раз в день устраивается зрелище с раскачиванием, а с туристов собирают деньги за удовольствие созерцать его снизу.

 Зороастрийский храм и голубиные башни

 Развалины зороастрийского храма расположены на вершине холма в полутора километрах к западу от качающихся минаретов. Недалеко от храма находятся голубиные башни. В них раньше держали голубей, чтобы их пометом удобрять поля.

Белый павлин

 Птичий сад

 Птичий сад (Бог-е Паранде) – одно из интересных мест города. Здесь живут самые разнообразные представители семейства пернатых: попугаи всех мыслимых и немыслимых расцветок, туканы, пеликаны, фламинго. Самое интересное, что почти все птицы, кроме хищных и особенно ценных, живут не в клетках, а резвятся на воле под натянутой над садом сетью. Здесь можно побродить по дорожкам вместе с семейством расфранченных фазанов, попытаться погладить яркого какаду или дождаться, пока развернет хвост великолепный ослепительно-белый павлин. Рядом с Птичьим Садом есть Сад Бабочек.

 Находится все это великолепие на окраине города, но из центра туда ходят автобусы.

Птичий сад Птичий сад. Фото Андрея Тарчевского Птичий сад

 





© Данный текст является оригинальным произведением и защищается законом об авторском праве
 
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
dating sites SexCams
статистика посещений